Эмалит. Прочность, польза, красота...

12.11.2020

Мы всегда говорим о том, что открытие стекла как материала подарило человечеству возможность получать в жилые помещения свет, при этом не выпускать из помещения тепло. Однако в ряде случаев современная архитектура, техника и другие предметы нуждаются в непрозрачном стекле. В этом есть несколько причин. В далеком 1921 году немецкий архитектор Людвиг Ван дер Роэ стал автором первого в мире проекта полностью стеклянного высотного здания. Увеличение площади остекления в офисных центрах благоприятно влияют на работоспособность сотрудников, за счет значительного улучшения естественного освещения и за счет «близости к природе», так как границы между офисным помещением и природой за окном практически стираются. Однако при применении цельностеклянных стен и остеклении «от пола до потолка» мы сталкиваемся с проблемой закрытия межэтажных перекрытий, подвесных потолков и других инженерных элементов. Идеальным решением для таких вопросов является применение непрозрачного окрашенного стекла – эмалит.

Эмалит представляет собой стекло, на которое нанесен методом выжига­ния слой керамической краски с целью сделать стекло непрозрачным.

Стекло эмалит отличается высокой степенью устойчивости к воздействию ультрафи­олетовых лучей, как следствие сохране­ние яркости цвета на протяжении всего периода эксплуатации.

Устойчивость обеспечивается прежде всего приме­нением керамической краски. Керами­ческие краски изготавливаются на ос­нове минеральных веществ, в качестве пигментов выступают оксиды никеля, марганца и другие неорганические со­единения. Производители керамиче­ских красок предлагают очень широкий спектр цветов, на сегодня может быть изготовлен практически любой цвет по международной системе соответ­ствия цветов RAL. Это открывает для ар­хитекторов и дизайнеров невероятные возможности. Для компаний, которые будут эксплуатировать будущие зда­ния и сооружения – это существенная экономия, так как фасад с использова­нием стекла эмалит не требует пери­одической перекраски, он нуждается только в периодической очистке. Ке­рамическая краска отличается высо­кой эластичностью, что позволяет ей не трескаться в процессе эксплуатации, не отслаиваться в процессе усадки и ви­браций. Также стоит отметить тот факт, что стекло эмалит является негорючим материалом, что обеспечивает его ши­рокое применение как на фасадах зда­ний, так и при финальной отделке стен в интерьере зданий, в том числе и лест­ничных маршей.

Керамическая краска наносится на стекло на специализированных линях керамической покраски методом валко­вой покраски, либо путем применения шелкотрафаретной печати. И в первом и во втором случае после происходит процесс сушки уже окрашенного стек­ла при температуре 130-140 градусов. После процесса сушки стекло в гори­зонтальном положении на специальных мобильных стеллажах перемещается на участок закалки стекла. На этом эта­пе происходит закалка стекла.

Данный процесс представляет из себя равно­мерный разогрев стекла до темпера­туры 620-660 градусов в специальной печи. В процессе закалки стекла печь может потреблять около 1МВт электро­энергии. Для того чтобы флоат-стекло после процесса закалки незначительно утратило свои характеристики по такому показателю как плоскостность, в камере нагрева стекло постоянно перемещает­ся по керамическим валам.

После ис­течения цикла нагрева, время которого может варьироваться от 120 до 400 се­кунд и зависит от типа закаливаемого стекла, стекло перемещается в зону охлаждения. На этом этапе происходит процесс закалки стекла путем его рез­кого охлаждения до комнатной темпе­ратуры путем обдува большим потоком воздуха.

После процесса закалки кера­мическая краска впекается в стекло, и ее уже невозможно повредить механиче­ским способом. Стоит отметить, про­цесс закалки стекла является обязатель­ным для любого окрашенного стекла, которое будет применять в экстерьере. Это требуется для того, чтобы снизить риск разрушения окрашенного стекла на фасаде здания в следствие «термо­шока».

Третьим этапом является так называемый HST-тест, уже окрашенное и закаленное стекло эмалит помещают в специальную камеру, где нагревают до температуры от 280 до 320 градусов и держат в HST камере 4 либо 8 часов. Как результат – стекло, которое имеет в себе скрытые дефекты разрушится в процессе проведения теста. Прове­дение HST-теста позволяет значительно снизить затраты монтажных компаний, так как разрушение стекла уже на фаса­де может требовать значительных фи­нансовых затрат.

В некоторых случаях, особенно на зданиях, которые располо­жены в центре крупных городов, даже сам факт проведения работ по замене стеклопакета требует дополнительных разрешений от местных администра­ций, перекрытия дорог и т.д. Следует отдельно отметить тот факт, что в Гер­мании, согласно Строительных норм, на фасадах зданий допускается приме­нение стекла эмалит только после его прохождения HST-теста.

В арсенале оборудования компании Глас Трёш присутствуют как станки вал­ковой покраски стекла, так и шелкотра­фаретные машины. Такой широкий парк оборудования позволяет изготавливать большие объемы окрашенного стекла эмалит в оптимальные сроки. Это яв­ляется крайне важным фактором, осо­бенно при остеклении алюминиевых фасадов высотных зданий. Наличие шелкотрафаретной машины, в свою очередь, позволяет реализовывать са­мые смелые проекты архитекторов и дизайнеров.

Остановимся подробнее на возможностях шелкотрафаретной печати, или как её еще называют шел­кографии. Первые шелкотрафареты применялись еще до Рождества Христо­ва жителями Месопотамии и Финикии. С помощью специальных матриц, удер­живающих краску, рисунок переносился на предмет. Сегодня шелкография – это не только декоративный, но и функцио­нальный элемент современной архитек­туры. Благодаря шелкографии на стекле мы можем ограничивать солнечное воздействие на отдельные помещения, обозначать визуальные границы зда­ния, снижать риск столкновения птиц со стеклом и просто улучшать эстетическое восприятие отдельных зданий.

 

Сам механизм печати реализуется с помощью трафарета, который в свою очередь представляет собой мелко­ячеистую сетку, часть которой может пропускать краску (пробельные эле­менты) на расположенное ниже стекло, а часть площади краску не пропускает. Для изготовления сетки используются моноволокна сетки частотой 4-400 ни­тей на см и толщиной приблизительно 40-500 мкм. Изготовление трафаре­та позволяет нам наносить один цвет, либо несколько цветов краски на стек­ло заданных размеров с определен­ным орнаментом, в высоком качестве и практически со 100% повторяемостью заданного рисунка. Это экономически выгодно при изготовлении крупных серий изделий.

Хороший пример это нанесение шелкографии на лобовые автомобильные стекла. Так как размер лобового стекла в определенной мо­дели автомобиля не изменяется, один раз изготавливается трафарет и стекло окрашивается методом шелкографии многочисленное количество раз. Стекло в автомобильном, железнодорожном и авиатранспорте. Также, если посетить крупный супермаркет, то в холодильном оборудовании вы сможете обнаружить много примеров использования шелко­графии на стекле. Шелкография позволя­ет инженерам-конструкторам «спрятать за ширмой» часть механизмов и сое­динительных элементов, при этом со­хранив с наружной стороны зрительно эстетический элемент из стекла.

Стекло эмалит может также применяться в ин­терьерных решениях. Стойкое к меха­ническим повреждениям керамическая краска позволяет применять стекло эма­лит в остеклении стен на кухнях. Такие вещества как соки фруктов и ягод, крас­ное вино, чай и кофе с легкостью удаля­ются с поверхности. Применение стек­ла эмалит в качестве остекления стен в лобби отелей, аэропортах, вокзалах, станций метро и других общественных зданий позволяет существенно сэконо­мить финансовые средства на их очистке и обслуживании. Данным фактором так­же объясняется широкое применения стекла эмалит при монтаже перегородок в санузлах, душевых в спортивных заве­дениях, бассейнах и т.д.

Прекрасным примером применения шелкографии является открытая в 2016 станция ме­тро Граф-Адольф-Плац (Graf-Adolf-Platz) в г.Дюссельдорф. В ходе реализации данного проекта компания Глас Трёш из­готовила 1000 кв.метров безопасного за­каленного стекла эмалит для остекления стен. Отличительной особенностью дан­ного проекта является дизайн, который был разработан и реализован художни­ком Мануэлем Франке непосредственно во время изготовления стекла эмалит. Фактически мы получили произведение искусства, которым могут любоваться пользователи метрополитена г.Дюссель­дорф, при этом картина нанесена на без­опасный холст, она не выгорает под воз­действием солнечных лучей, и за ней очень легко следить и обслуживать.

Целью применения окрашенного стекла в экстерьере является желание архитекторов скрыть части конструкции здания, которые могут негативно вли­ять на эстетическое восприятия здания с внешней стороны. В ходе достижения данной цели, с помощью окрашенно­го стекла эмалит, мы можем получить как эффект визуального согласования фасада, так и эффект контраста непро­зрачных элементов со светопрозрачны­ми частями фасада.

Рассмотрим вариант, когда стекло эмалит используется для достижения эффекта «цельностеклянной стены» или эффекта визуального согласова­ния при остеклении высотных зданий. Основной проблемой являются межэ­тажные перекрытия, которые необхо­димо закрывать. С помощью примене­ния стекла эмалит у архитекторов есть несколько вариантов как закрыть их от внешнего вида и в то же время впи­сать в общий облик здания. Первый вариант – это добиться эффекта визу­ального согласия. Для выполнения дан­ной задачи в качестве наружного стекла в стеклопакете с эмалитом применяется идентичный тип стекла, что и на всем фасаде данного здания. В качестве вы­бора самого цвета эмалита, как правило, специалисты останавливают свой выбор на нейтрально серой краске RAL 7031. Также стоит отметить, что чем выше зер­кальность у внешнего стекла, тем менее заметен будет переход от светопро­зрачных стеклопакетов к стеклопакетам с применением стекла эмалит.

В случае применения стекла эмалит на фасадах зданий мы рекомендуем ис­пользовать одну толщину стекла, кото­рое окрашивается. Использование в од­ном проекте одного цвета керамической краски на разных толщинах стекла может привести к заметным для внешнего на­блюдателя отличием в цвете. Мы также рекомендуем чтобы все другие стекла в стеклопакете с применением стекла эмалит прошли процесс закалки либо термоупрочнения. При сборке стекло­пакета со стеклом эмалит, мы рекомен­дуем слой керамической краски уста­навливать в позицию #4 либо #3. Также возможно использование стекла эмалит в моноостеклении, при этом мы реко­мендуем слой керамической краски рас­полагать в позиции #2.

Как правило, если мы говорим об использовании стекла эмалит в моноостеклении с внутренней стороны к нему монтируется либо при­клеивается слой утеплителя. Если говорить об эффекте контраста, то очень показателен пример осте­кления здания Медицинского Центра в г.Бохум (BMZ – BioMedizinZentrum, Bochum). В ходе выполнения данно­го проекта компания Глас Трёш в 2007 году поставила около 2000 кв.метров стеклопакетов, изготовленных с приме­нением непрозрачного стекла эмалит. Гамма цветов, которые были примене­ны в данном проекте насчитывает более 30. При этом примечательно, что в дан­ном здании площадь непрозрачного остекления превышает его прозрачную часть, что связанное с медицинским предназначением здания. Тем не ме­нее, за счет применения такого большо­го количества разных ярких контрастных цветов здание получило внешнюю лег­кость и гармонию.

Стекло является уникальным мате­риалом, и важнейшим помощником архитектора на пути достижения целей гармонии и эстетики в архитектурных формах. Стекло может быть прочным, полезным и красивым, тем самым пол­ностью отвечать основным принципам древнеримского архитектора Марка Ви­трувия.

Если для вас также важны дан­ные принципы, и вы прилагаете усилия к тому, чтобы результат вашей работы был не только надежным, полезным, но и красивым: Добро Пожаловать в компанию Глас Трёш!